Требуют вернуть чужой кредит, как быть?

Очень многие люди наблюдали или становились участниками общения с сотрудниками МФО или коллекторами, которые звонят и требуют вернуть долг по ошибке. Это может означать либо простую невнимательность (у вас был заём, но он погашен) кредитора, либо наличие у вас займа, который вы не получали, т.е. мошенничество с вашими данными. Давайте разберём несколько подобных ситуаций подробнее.

Предположим, что вам звонят и требуют погасить долг, о котором вы ничего не знаете, т.е. никаких просроченных кредитов у вас нет, что делать в этой ситуации? Первым делом нужно успокоиться и узнать кто вам звонит, из какой организации. Это может быть звонок из МФО, банка или от коллекторов, нужно записать название компании.

Далее необходимо узнать детали и обстоятельства возникновения долга: имя зёмщика. Это может быть родственник, который оставил ваш номер телефона или совершенно незнакомый человек. Возможно, что кто-то указал вас в качестве контактного лица и тогда звонящий должен требовать не возврата долга, а повлиять на должника.
В любом случае, выяснять отношения с звонящим не имеет никакого смысла, т.к. это просто сотрудник, а вы - просто запись у него на мониторе. Сейчас повздорите с одним, а завтра вам будет звонить другой и всё начнётся по новой. К решению возникшей проблемы это точно не приведёт.

После разговора первым делом вам нужно написать претензию и отправить её в организацию из которой звонили. В претензии нужно указать известные вам детали и дату и время звонка коллектора. Укажите, что не давали своего согласия на работу с вашими персональными данными и требуете прекратить любые контакты с вами. Лучше всего передать претензию лично, а на копии поставить отметку о принятии, но, если звонящие находятся в другом городе, заказное письмо с уведомлением тоже подойдёт.
Вероятнее всего, на этом всё и закончится, т.к. в случае вашей мотивированной жалобы в Роспотребнадзор или прокуратуру компанию ждёт солидный штраф и неприятные проверки.
Если звонки не прекратились, то необходимо эту жалобу подать и приложить к ней копию направленной ранее претензии.
«Необходимо срочно подать заявление в организацию, выдавшую заем, и попросить исключить ваш номер из базы данных, указав, что согласие на обработку своих персональных данных вы не давали. Если после этого звонки продолжатся – обращайтесь с жалобой в Роспотребнадзор» – рекомендует руководитель юридической службы компании "Срочноденьги".

Если звонившие - профессиональные коллекторы, а не сотрудники МФО, то обращаться в Роспотребнадзор нет большого смысла, т.к. он занимается этими организациями лишь косвенно. Гораздо лучше будет направить жалобу в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). А лучше всего направить сразу две жалобы в обе организации.

Если же звонящие требуют вернуть долг, который действительно был, но уже давно погашен, то на этот случай мы рекомендуем сохранять все платёжные документы, которые подтвердят факт оплаты займа.

Полезные статьи