Почему российские онлайн МФО так любят открываться в Казахстане?

В силу того, что онлайн рынок микрофинансирования в России ограничен уровнем проникновения интернета в повседневную жизнь граждан, кредиторы, в ожидании интернет-бума спроса на свои услуги, вынуждены искать другие альтернативные рынки. Среди стран ближнего зарубежья самым перспективным все они считают Казахстан. Давайте разберемся почему.

Первый вопрос, которым задастся любой кредитор, планирующий выйти на иностранный рынок - как обстоят дела с законодательством?
В Казахстане существует закон «О микрофинансовых организациях» от 26.11.2012, в котором четко прописаны основные требования, предъявляемые к компаниям это сектора рынка:
  • В названии должно быть сочетание "микрофинансовая организация";
  • Компания должна состоять в государственном реестре;
  • Минимальный уставный капитал примерно 6 млн. руб. (размеры указаны в тенге);
  • Максимальная сумма микрозайма около 3.5 млн. руб.;
  • Ряд нормативов по рискам предписывают соблюдать достаточность капитала и уровень риска на одного заемщика на допустимых государством уровнях.
Контроль за соблюдением законодательства и работой микрофинансовых организаций осуществляет Национальный банк Казахстана. По состоянию на декабрь 2016 года в реестре значилось всего 137 компаний, что по сравнению в количеством компаний в России соответствует практически безконкурентному рынку.

Как показывают исследования Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана, количество и объем выданных займов год от года имеют существенный прирост. Например, в 2015 рост составил 37% по отношению к 2014, а если взять более длительный интервал оценки, то мы увидим, что по сравнению с 2012 рост к 2015 составил 250%, т.е. всего за 4 года рынок увеличился в 2.5 раза. При этом, объем выданных займов увеличился за тот же период на 61%, что явно свидетельствует о более активном развитии сегмента "займов до зарплаты" и уменьшении суммы займа при увеличивающемся количестве займов в этой стране.

Согласно оценке Первого кредитного бюро Казахстана, доля качественных заемщиков за 2016 год составила 72%. На протяжении всего года размер просроченной задолженности снижался с 20% в конце 2015 до 17% в 2016. Это подтверждает слухи о дисциплинированности жителей Казахстана и объясняет стремление отечественных кредиторов покорить местный рынок.
 
Общая схема выхода онлайн МФО на иностранный рынок пока выглядит следующим образом:
  1. Оцениваем емкость рынка и убеждаемся в его перспективности;
  2. Анализируем юридические механизмы подтверждения согласия с документами без личной подписи;
  3. Переводим существующий сайт на иностранный язык или делаем новый сайт;
  4. Заключаем договора с местными платежными операторами для перевода займов на карты и погашения задолженности заемщиками;
  5. Заключаем договора с местными коллекторами, которые будут взыскивать просроченную задолженность.
Таким образом, для самой компании онлайн кредитора открыть бизнес в другой стране не представляет больших проблем, что, совершенно очевидно, должно не нравится местным компаниям, которые вынуждены работать в условиях жесткой конкуренции с иностранцами.
В свою очередь для местных жителей такая конкуренция несет только положительные моменты - оформить срочный онлайн займ становится гораздо проще и дешевле. Возможно, именно это обстоятельство и объясняет столь стремительный рост популярности "займов до зарплаты". 

Полезные статьи