Кому нужны МФО? Портрет заёмщка

Рынок микрозаймов в нашей стране совсем молодой, он официально возник в 2011 году после принятия закона, который начал регулировать деятельность микрофинансовых компаний. Принятие этого закона было ответом государства на стремительный рост в стране офисов, выдающих микрозаймы. Вплоть до 2016 года этот рынок имел как достойных игроков - компании, которые честно работали по правилам, так и серых кредиторов, из-за которых всю отрасль в целом невзлюбили многие жители нашей страны. И только сейчас, получив жесткое регулирование со стороны государства, у МФО появилась собственная ниша на рынке финансовых услуг.
Первые разрозненные исследования о "типичном клиенте" МФО проводились в 2013 году, а полноценные маркетинговые отчеты по итогам исследований всего рынка начали публиковаться после 2014 года.

Очень долгое время в обществе бытовало мнение, что клиенты МФО - маргиналы и прочие непонятные личности, но даже самые первые исследования в этой области опровергают данное утверждение. Давайте посмотрим, что по этому поводу говорят исследования двух крупных компаний – «Домашние деньги» и MoneyMan. Первая организация анализировала всех клиентов в целом, вторая делала акцент на тех, кто занимает деньги через онлайн-сервисы.

Пол клиента. В этом вопросе исследования двух организаций кардинально расходятся. В портфеле "Домашних денег" подавляющее большинство заёмщиков - женщины. А вот у компании MoneyMan чаще всего заимствуют мужчины, они составляют 54% от кол-ва заёмщиков.

Возраст клиента. В структуре заёмщиков компании "Домашние деньги" 25% займов выдано людям в возрасте от 26 лет до 31 года, еще 25% – клиентам в возрасте от 18 до 25 лет и от 32 до 36 лет. Среднее же значение по рынку составляет 38 лет.

MoneyMan так же отмечает, что в последнее время сильно растёт доля клиентов за 50 лет, что явно говорит о прогрессе возрастных клиентов в освоении высокотехнологичных продуктов и интернета.

Семейное положение. Обе компании единогласны в том, что большинство клиентов холосты (не женаты, разведены, вдовцы). Однако, среди онлайн заёмщиков есть тенденция к сокращению количества одиноких клиентов: разведённых стало вдвое меньше, к людей, которые совместно проживают с парой стало на 50% больше, чем годом ранее. Есть ещё один тренд, отмеченный "Домашними деньгами": семейное положение людей сильно зависит от региона. В Москве, Подмосковье и Северо-Западном федеральном округе доля «семейных» клиентов составляет всего 15-20%. В то время как в Южном, Уральском, Приволжском федеральных округах, а также на Кавказе доля заемщиков, состоящих в браке, доходит до 40%.

Дети. У большинства клиентов нет детей. И чем больше детей в семье, тем меньше доля таких клиентов в МФО.

Образование. Каждый четвёртый клиент имеет высшее образование! И этот факт полностью развеивает миф о маргинальности заёмщиков МФО. Кроме того, доля имеющих высшее образование неуклонно растёт, например, среди онлайн-заемщиков - это 46%, а ещё 16%, по данным за 2014 год, имели неоконченное высшее образование, а 24% – среднее профессиональное.

Сфера занятости. У «Домашних денег» большинство клиентов работают в сфере торговли - 32% и услуг - 20%. На втором месте бюджетники - 17%. Третьими стали представители производственной сферы -16%. MoneyMan говорит о похожих данных: работники торговли - 24%, бюджетники и военные - 21%, водители, строители и разнорабочие - 13%. Разница с оффлайн сектором в представителях сферы услуг, которые здесь оказались на 4-м месте – их доля, по данным компании, составляет 11%. В последнее время так же среди заёмщиков встречается много it-шников и работников финансовой сферы.


Доход. Статистика говорит, что средний доход клиента МФО составляет около 30 тыс. руб. в мес., но поскольку эти данные, предоставляемые клиентами в анкетах, никак и никем не проверяются очень сложно говорить об объективности оценки.

Жилье. Ещё один аргумент в том, что клиенты МФО вовсе не маргиналы - почти половина заёмщиков имеют собственное жильё и еще 30% имеют долю в недвижимости (живут с родителями, как правило).


В МФО «Деньги на дом» провели неординарное исследование и выяснили, что больше всего займов берут Раки, а меньше всего – Скорпионы. Козероги обычно недопускают просрочек по платежам и являются самыми добросовестными заёмщиками, а вот близнецы наоборот - самые злостные неплательщики.


Таким образом, портрет типичного заемщика МФО такой: мужчина или женщина в возрасте от 18 до 36 лет., семьи нет или проживает в гражданском браке. Высшее или неоконченное высшее образование. Работники сферы торговли с доходом около 30-40 тыс. руб. Имеют собственное жильё или живут с родителями. День рождения скорее всего в июле (рак по гороскопу).

Полезные статьи