Как оградить себя от звонков из банков и МФО

Все знают, что в последнее время было принято множество законов, которые регулируют деятельность коллекторов по взысканию долгов и запрещают докучать заемщикам своими действиями. В теории все так и есть, но что делать, если вам регулярно звонят и требуют вернуть долг или передать кому-то требование вернуть долг?

К сожалению, сегодня жертвой коллекторов, которые постоянно звонят и требуют возврата долга можно стать в любой момент, не прикладывая никаких усилий к этому. Достаточно либо самому оформить заем или кредит, либо, чтобы кто-то указал вас в качестве контактного лица при оформлении займа. Чаще всего, микрофинансовые организации не прозванивают указанных заемщиком контактных лиц, если данные из бюро кредитных историй говорят о порядочности клиента. И все будет хорошо ровно до тех пор, пока заемщик не уйдет в просрочку и тогда коллекторы, получившие долг в работу, начнут звонить по всем контактным номерам телефонов, требуя найти должника и погасить долг.

Итак, вот набор простых правил, что нужно делать и как себя вести в таких ситуациях:
  1. Если вам звонят из банка или МФО и просят подтвердить знакомство с неким человеком и порекомендовать его для выдачи займа или кредита, отказывайтесь от общения и говорите, что вы не знаете этого человека и чтобы займ не выдавали. Безусловно, вы сослужите не самую хорошую службу человеку, который подавал заявку, т.к. ему откажут, но, во-первых, он указал вас без вашего ведома и согласия, а во-вторых, при возникновении проблем с погашением долга вы станете первым, кто пострадает от обилия звонков с требованиями, когда должник перестанет отвечать на звонки кредитора.
  2. Если все же вам начали звонить и что-то требовать, то разговаривать с этими людьми совершенно бесполезно. Поймите главное - это обычные люди, у которых на компьютере есть куча должников, которых надо обзвонить. Они не будут разбираться можно звонить или нельзя, т.к. на компьютере есть запись, а если ее там не должно быть, то пусть начальство само с этим разбирается. Им просто нужно обзвонить как можно больше людей из списка и побудить их вернуть деньги, ведь от суммы сборов напрямую зависит их зарплата. Поэтому просто запомните: им все равно на все, что вы скажете, им нужно заработать денег через возвраты долгов и обсуждать неправомерность звонков никто не будет, т.к. список должников большой, а времени мало.
    Отсюда следует простой вывод: если по телефону вы совершенно точно не добьетесь того, чтобы от вас отстали, зачем вообще с ними что-то обсуждать? Ваша задача в этой связи положить трубку и подготовиться к следующему звонку.
  3. Итак, вам наверняка снова позвонят и к этому нужно быть готовыми. Установите на телефон любое приложение, которое записывает телефонные разговоры. Как только вам снова позвонят, запишите разговор. Необходимо иметь подтверждение нескольких важных моментов - названия компании, из которой звонят и повода для звонка, т.е. какое-то требование. Желательно так же, чтобы вы озвучили по телефону свое нежелание дальнейшего получения звонков. После этого можете смело положить трубку, запишите номер звонившего, дату и время звонка и продолжайте подготовку к подаче жалобы.
  4. Отправляйтесь в салон связи вашего мобильного оператора и возьмите справку о том, что номер телефона, на который звонили принадлежит именно вам. Затем отсканируйте эту справку.
  5. Через личный кабинет на портале Гос Услуг или на сайте Роскомнадзора подайте жалобу на действия компании, откуда поступают звонки. К тексту жалобы, где вы указали даты и время звонков, номера телефонов, реквизиты компании, ваши паспортные данные, тот факт, что вы не давали никакого согласия на обработку ваших персональных данных, прикладываете запись телефонного разговора и отправляете ее.
В течение недели вы получите письмо с указанием, что ваша жалоба принята к рассмотрению и в компанию направлен соответствующий запрос. Дальше нужно ждать примерно 3 недели, пока идет проверка по факту вашего обращения. И, вероятнее всего, звонки в ваш адрес прекратятся, т.к. сотрудники компании получат требование предоставить данные в Роскомнадзор и вы для них станете проблемным клиентом, которого проще всего вычеркнуть из списка обзвонов.

Стоит отметить, что все описанное выше применимо для тех случаев, когда вас указали в качестве контактного лица и вы не давали никакого согласия на обработку своих персональных данных. Если же вы являетесь самим заемщиком, то первым пунктом перед всеми описанными процедурами нужно направить в компанию заказным письмом ваш отзыв разрешения на обработку персональных данных и после подтверждения его получения сотрудниками компании можно проходить все те же этапы по списку.

Обращаем ваше внимание, что это не гарантирует решения вашей проблемы, т.к. на рынке есть и недобросовестные компании, которые поступают так: создают отдельную компанию, куда передают для взыскания долги клиентов. Все номера телефонов принадлежат этой компании, но во время звонков она представляется кредитором и не называет данные должника, кроме имени, по которому нельзя идентифицировать клиента.
На поступивший от Роскомнадзора запрос они пишут ответ: такого должника у нас нет, звонки не осуществлялись. А если надзорный орган запросит владельцев телефона, откуда звонили, то там будет какое-нибудь ООО "Рога и Копыта", которое вообще не отвечает ни на какие запросы и получится замкнутый круг. Да, такое тоже случается.

В любом случае, написание жалобы займет у вас не более 10 минут и подготовка к ее написанию еще 10 минут, так что стоит попробовать.

Полезные статьи